Наблюдая за тем, как кто-то исполняет самую настоящую музыку без использования каких-либо музыкальных инструментов при помощи только своего собственного тела (речевой аппарат, диафрагма и т.д.), некоторые люди задаются вопросом: какое же название носит данное искусство и что подразумевает под собой? «Бум бокс, какой-то там бокс? А! Битбокс». Кто-то сам вспоминает, кому-то приходится подсказать.  И вот, когда мы определились с чётким названием, сразу же в голову приходят наводящие вопросы по поводу того, как это устроено? Каждый ли может этим заниматься?  Что?  Куда? Откуда? И почему? Не зря мы употребили слово «Тело» в начале своего повествования, не просто «Рот» или «Горло». Не смотря на то, что любые звуки: будь то обычная речь, вокал, или же сложнейшие ритмические зарисовки с применением самых разных сочетаний этих самых звуков, исходят непосредственно из носоглотки, стоит заметить, что это всего лишь верхушка айсберга! Внимание стоит уделить всему организму в целом и конкретно каждой его части, которая задействована при исполнении битбокса.

      Слушая выступление битбоксера, нам представляется только конечный результат, процессы же, происходящие в организме исполнителя, нам неведомы, да и не особо нас волнуют. Всё восприятие ложится на наши уши. Однако, проанализировав отдельно взятого артиста-битбоксера более глубоко, можно открыть для себя много нового и сделать немало интересных выводов о битбоксе в целом.  Своё внимание стоит направить на то, как двигается человек во время выступления, какие жесты и мимику использует, делает ли он это умышленно или совершенно неосознанно. Но и этого будет недостаточно. Конечно же, вся суть кроется в голове человека. Только узнав его ближе, поняв его жизненную идеологию, узнав, хотя бы приблизительно, что он собой представляет, можно делать выводы о том, каким битбоксером он является или может являться в перспективе. Тут важны любые, даже самые незначительные на первый взгляд и давно прошедшие моменты жизненного пути артиста: физические особенности организма (болезни, предрасположенности к чему-либо от природы), а также не лишним будет знать основные этапы формирования личности, конкретные интересы и увлечения, которым уделялось внимание на протяжении данного процесса.

     Можно выделить некоторые жизненные аспекты для битбоксера, которым стоит уделить внимание:

  • Физическое здоровье организма и всё что подразумевается под этим понятием;
  • Чистота мышления и степень развития человека в целом;
  • Определённые жизненные обстоятельства, не зависящие от нас (не важно, будь то события давно минувших дней или происходящее в настоящее время, главное – влияние, которое было оказано на личность в результате этих обстоятельств.)

      Углубляться более подробно в суть данных аспектов мы не будем. Скажем так: «все мы очень похожи, но при этом такие разные».  Фраза банальна до боли, но очень чётко показывает суть данного вопроса.

     Вывод один – чтобы быть успешным, не фальшивым, и максимально мастеровитым битбоксером, надо обладать, как минимум, здоровым организмом и, конечно же, быть максимально сбалансированной личностью. Делать, как говорится, «от души и от чистого сердца», без малейшей корысти и дальнейшего разрастания эгоистичных наклонностей.

     На этом можно закончить наше «лирическое отступление». Теперь попробуем проанализировать ту информацию, которую мы можем найти в интернете, а также рассмотрим более подробно некоторые вопросы, связанные с битбоксом.

     Обращаясь за помощью к глобальной сети интернет с вопросами о битбоксе, мы не найдём много теоритического материала. Скорее всего, там нас будет ожидать достаточно пресная информация наподобие: «Битбоксинг — это искусство создания и имитации ритмических рисунков (битов) и мелодий при помощи голосового аппарата и артикуляций органами рта.», «Битбоксинг появился в Нью-Йорке и распространился по всему миру.» Так же можно прочитать то, что битбокс это пятый элемент хип-хопа (забавная информация, учитывая, что сами деятели хип-хоп культуры, по совместительству битбоксеры, заявляли обратное). Максимум, с чем можно согласится, анализируя данное высказывание, так это с тем, что битбокс популяризировался в хип-хоп культуре, открытой для новых течений и веяний.

Одними из первых людей, начавших исполнять битбокс для широкой публики и внесших большой вклад в развитие битбокс культуры, принято считать Doug E. Fresh, Biz Markie и Buffy из «Fat Boys», позже, всем известные Rahzel (The GodFather of noise) и Kenny Muhammad (Human Orchestra). Информация эта достаточно верная, но уж очень скудная и не имеет анализа. Тут будет уместно задать первый вопрос и попытаться найти на него ответ: «Где и когда впервые появился битбокс?»  Как мне кажется битбокс или что-то похожее на современное представление о битбоксе, появился где-то там, когда-то там. Не надо уметь заглядывать в прошлое, чтобы предположить, что люди, издающие интересные звуки и их комбинации, существовали ещё с древних времён. Неважно, будь то имитация звуков природы или же какие-либо примитивные миниатюрки с применением звукоподражания, в любом случае они имели место быть. Несомненно, существовали люди, которые пытались имитировать голосом какие-то древние музыкальные инструменты. Учитывая тот факт, что всё многообразие нынешних ритмов давным-давно было отраженно в творчестве древних африканских племён (уже тогда в своих барабанных партиях они накладывали друг на друга множество ритмических рисунков, демонстрируя тем самым всю красоту синкопирования), можно смело представить себе, как бы это необычно не звучало, «первых древних битбоксеров», имитирующих звуки барабанов и складывающих их в биты. Почему же до нас не дошли конкретные свидетельства этого? Причина здесь не одна. Во-первых, музыка не была столь разнообразной и не имела такой значимости в жизни людей, как сейчас (разве что в жизни отдельных народов или индивидов), так же стоит учесть многочисленные политические и, в особенности, религиозные факторы. Не думаем, что такая специфическая картина, как исполнение комбинаций звуков, вызвала бы адекватную и объективную реакцию со стороны «сильных мира сего» того времени, как впрочем, и обычного необразованного люда, поняли бы единицы. Скорее всего, битбоксера в те времена ждала бы участь, схожая с участью бедняг, осуждённых «Великой инквизицией», или что-то в этом роде. Что уж говорить о широком распространении. Битбокс во всей своей красе с его специфическими особенностями в виде активной жестикуляции и необычной мимики во время исполнения, смог бы нормально функционировать как явление и восприниматься людьми только в условиях демократического общества с развитой культурой и музыкальной средой. И, как было сказано раннее, доказательством этому послужило его распространение в хип-хоп культуре Америки 80-ых годов в городе Нью-Йорк.

      История, пусть даже такая скромная, это конечно хорошо, но какие-либо выводы стоит делать, преимущественно, на основе увиденного и услышанного лично. Тем более, что в наши дни битбокс имеет достаточно широкое распространение в мире. Почти любой человек (в особенности, молодёжь) может сказать, что знает лично или где-то слышал парня (а возможно и девушку), который делает ртом различные звуки. Конечно же, ничто так хорошо не расскажет вам о битбоксе, как исполненный вам вживую битбокс и общение с деятелями данного искусства, но не всегда и не у всех есть такая возможность. Поэтому мы можем ознакомиться и узреть битбокс в действии посредством просмотра многочисленных видеозаписей, которые предоставляет нам YouTube или любой другой видео хостинг.

      На данный момент было проведено не мало битбокс-баттлов, в том числе мировых чемпионатов, в интернете можно свободно увидеть видеозаписи данных событий, а также стать свидетелем огромного количества сольных или совместных с другими музыкантами видео битбокс-артистов. Главное знать, что ввести в строке поиска. Перед вами откроется прекрасная картина самых необыкновенных битбокс-композиций во всём их многообразии, остаётся только выбрать подходящее душе звучание. Можно также выделить категорию видео, которая посвящена обучению битбоксу и его элементам. Углубление в подробности: конкретные названия, обозначения звуков и техник, имена исполнителей, опять же бессмысленно, так как тот, кому интересно, сам всё найдёт и узнает. Единственное, что хочется сюда добавить, так это то, что на данный момент существует много битбокс-сообществ и объединений, а так же интерент-ресурсов, посвящённых тематике битбокса, с огромным количеством видео. Всё просто, было бы желание.

     Тем не менее, уделим небольшое внимание вопросу об обучении битбоксу. Тут в дело вступает простая человеческая заинтересованность и способность к освоению нового и, кончено же, многие особенности самого обучаемого, о которых мы говорили в начале. Дальше всё просто, надо уметь много трудиться над своим уровнем мастерства, при этом знать меру и, так сказать, не перебарщивать, уметь компоновать информацию в голове, расставляя всё по полочкам, и делать много, как принято выражаться в андеграунд-среде, фристайла. Собственно, фристайл является одной из двух составляющих продвижения почти любого дела. Отсюда определение: Фристайл – импровизация, поиск чего-то нового в процессе осуществления того или иного творческого деяния. Хотя, по сути и одного перевода достаточно – «свободный стиль». О второй важной части мы уже упоминали чуть выше: «надо уметь компоновать информацию в голове, расставляя всё по полочкам.» Иными словами, нужно много практиковаться в формате фристайл, при этом формировать и распределять в голове новую и уже существующую, заложенную ранее информацию, прямо во время самого процесса фристайла. Человек, который может импровизировать на ходу, применяя отточенные умения наряду с придуманными в данный момент новинками, делая это максимально чётко, непринуждённо и безошибочно, – есть мастер своего дела. Определение «осознанный фристайл» очень хорошо отражает суть того, к чему стоит стремиться в битбоксе.

     Исследуя в интернете информацию о битбоксе, мы наткнулись на статью трёхлетней давности одного парня. Отметим его незамысловатые и наряду с этим, чётко отражающие суть, рассуждения по поводу обучения битбоксу.

    «А потом у меня все начали спрашивать, «а как ты это делаешь», «как можно этому научиться». И, знаешь, наверное ни разу я не ответил ничего конкретного. Сейчас я преподаю брейкданс, да и вообще всю жизнь танцую, я могу научить танцевать, могу научить правильно забрасывать баскетбольный мяч в корзину, могу научить делать «олли» на скейте, могу научить кататься на велосипеде или научить плавать, а вот научить вокалу, или тем более, битбоксу – нет.»

     Тем не менее, сегодня мы, всё-таки, попытаемся этому научиться.

     Мишин Артур: «Если вспомнить как научился этому я, то на ум приходит только одно – практика. Я никогда нигде не встречал никаких руководств для начинающего битбоксера, никаких чётких указаний, никаких туториалов, обучалок и мануалов по битбоксу. Ответ только один, и он, несомненно верен – практика и ещё раз практика, чем больше, тем лучше.»

      Итак, определились, коротко говоря, чтобы научиться битбоксить, нужно только одно – битбоксить. Собственно, как и с любым другим умением. Чтобы чему-то научиться, нужно это постоянно делать. Если не умеешь – пытаться сделать, если уже кое-что получается – делать ещё, совершенствуя уже имеющиеся навыки.

     Вторым пунктом нашего обучения, пожалуй, станут наблюдения за признанными мастерами этого искусства. Ведь лучше всего обучаться какому-то делу у тех, кто сам достиг многого в этом, верно? К счастью, таких людей на свете не мало (от себя добавим, что и не много). Что нужно делать? Смотреть, слушать, вникать, пытаться повторить.

     Не исключено что, кто-то из прочитавших отрывок из вышеуказанной цитаты, скажет ,что он сам ничего не умеет, поэтому и не может показать, что любого можно обучить конкретным звукам и, может быть, даже окажется прав. Но дело не в этом. В своей статье, возможно, сам того не зная, автор отразил суть обучения битбоксу, да и вообще наверное любому творческому делу. И действительно можно только подтолкнуть человека к чему–либо, продемонстрировать ему один из вариантов осуществления. Дальше дело за самим обучаемым – он проявляет фантазию, создаёт что-то новое, отражает своё видение, тем самым получая истинное умение и рождая на свет что-то новое. Битбокс же, в силу всех своей гибкости и безграничности, является явным и крайне подходящим примером.